Октябрьское заседание президиума МАНЭБ стало, пожалуй, одним из самых необычных в 19-летней истории Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы. Шутка ли: президент Виктор Антонович Рогалев, вице-президенты и члены-корреспонденты, облачившись в макинтоши и надев каски, спустились в недра земли. Здесь, на глубине 13 метров, «Метрострой» (коллективный член МАНЭБ) ведет масштабные работы — прокладывает двухпутный тоннель Фрунзенско-Приморской линии с тремя станциями. За набирающим обороты строительством наблюдали члены президиума Академии.
«Ежедневно 42 минуты под землей» не только для известного певца, но и для тысяч петербуржцев давно сложились в годы. И мало кто при этом задумывается, насколько сложная и ответственная работа стоит за возможностью пользоваться таким практичным и демократичным видом транспорта, как метро. А при слове «метростроевец» память до сих пор услужливо выдает образ «комсомольца-добровольца» середины прошлого века. Хотя сегодняшние метростроители помимо романтических помыслов вооружены мощнейшей компьютеризированной техникой: только такая способна справиться с поставленными перед тоннельщиками задачами.
Одним из образцов современного оборудования похвастался Вадим Александров, генеральный директор ОАО «Метрострой», член президиума и академик МАНЭБ. «Прорыв в строительстве обязательно должен быть! На участке ведется проходка двухпутного тоннеля — в практике отечественного метростроения это первый опыт с использованием ТПМК».
ТПМК — это тоннелепроходческий механизированный комплекс S-782, который метростроевцы называют просто щитом. Щит «роет» тоннель диаметром больше 10 метров: в таком широком коридоре поезда будут скользить навстречу друг другу, не разделенные толщей земли и бетона. Прокладка одного, а не двух тоннелей удешевляет строительство на 20%. «Двухпутный тоннель в данном случае — оптимальный вариант, — заметил заместитель генерального директора, главный инженер «Метростроя» Алексей Старков. — Он позволяет избежать таких трудоемких работ, как сооружение камеры съездов и эвакуационных сбоек».
Способность нового щита свести разработку и транспортировку грунта к минимуму дает еще и существенную экономию временных, экономических и экологических ресурсов. Что, конечно, не могло не порадовать делегацию МАНЭБ!
23 октября президиум МАНЭБ во главе с президентом академии Виктором Рогалевым побывал в святая святых петербургской подземки — на строительстве участка между станциями «Дунайский проспект» и «Южная». Первые поезда с пассажирами промчатся тут только в 2017 году. А пока механизированный монстр — огромная махина ТПМК — прокладывает тоннель, выворачивая тонны породы.
Конечно, делегация МАНЭБ не могла не поинтересоваться, как в «Метрострое» обстоят дела с соблюдением экологических норм и требований. На этот вопрос с удовольствием ответила Александра Астахова, заместитель руководителя службы охраны труда, промышленной и экологической безопасности ОАО «Метрострой», член-корреспондент МАНЭБ.
«Сегодня каждое производственное подразделение имеет разрешительную документацию — нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а также разрешения на выбросы загрязняющих веществ автотранспорта. Исправно ведется вся соответствующая отчетность, регулярно осуществляется производственно-экологический контроль. Добавлю, что как генподрядчик, «Метрострой» несет ответственность за размещение всех строительных отходов, таких, как грунт, бой бетона, асфальто-бетон, строительный мусор и т.д., и пока замечаний, а тем более, санкций по экологической части в наш адрес не было. В этом году впервые мы смогли пройти трудоемкую сертификацию по международному стандарту ISO-1401 — системе единых международных правил и требований в экологической сфере. Стандарты Международной организации стандартов (ISO), в отличие от других стандартов экологического менеджмента, не только появились на свет первыми, но и приняты в мире самым большим числом компаний. В силу ряда объективных и субъективных факторов, для отечественных производителей достижение показателей международных стандартов, особенно в области охраны окружающей среды, довольно сложная задача. Сертификация по ISO позволяет «Метрострою» полноправно участвовать в глобальных строительных проектах. Ну а в перспективе мы рассчитываем в рамках системы ISO существенно улучшать экологические показатели нашего главного производства — метростроения»
Эксперты Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы всегда выступают за наукоемкие, ресурсосберегающие и природоохранные проекты. Поэтому в рядах МАНЭБ не только различные научно-исследовательские институты, занимающиеся мониторингом и аналитикой состояния окружающей среды, но и градообразующие предприятия, от непосредственных действий которых зависит экологическое равновесие между природой и деятельностью человека, — такие, как могучий, трудолюбивый «Метрострой».
«Дороги и шахты, заводы и школы, здоровье и знания, воздух и хлеб — во всем и всегда есть работа МАНЭБ!» Вдохновившись строчками из гимна академии, экологи предложили метростроителям увековечить сотрудничество солидных организаций. И правда, почему бы не назвать одну из станций Васильевского острова просто и звонко — «Академия МАНЭБ»!